Главная » Статьи » Что Где Когда

Гастроли Воркутинского Театра Череповец

Воркута предлагает дружить театрами

Воркутинский драмтеатр призвал коллег из Череповца вместе искать и ставить пьесы о рабочем классе

Воркутинцы провели большие гастроли в Череповце после 20-летнего перерыва и пригласили труппу Камерного театра на свою сцену, которая вот-вот откроется после ремонта. Театр из Заполярья в Череповце встретили тепло, на некоторых спектаклях был аншлаг.

Воркутинский театр сыграл на сцене Камерного театра четыре спектакля: смешную зарубежную комедию, постановку о войне, драму о любви и проверенную временем «вещь» Александра Островского. Взглянув на череповецкую публику из зрительного зала, из-за кулис и с подмостков, художественный руководитель и ведущий актер одного из самых необычных российских театров Виктор Ножкин нашел местных зрителей очень похожими на воркутинских. Мол, череповецкие зрители театрально воспитаны и понимают толк в хорошем сценическом действе («они понимающие и внимающие»), но при этом не растеряли живого восприятия постановок. Печально — плачут, смешно — смеются, не нравится — уходят. «Наши театры, на мой взгляд, многим похожи, — сказал Виктор Ножкин. — Живем в трудовых городах с непростой судьбой и для своих зрителей являемся окном в мир искусства. Считаю, что мы вполне можем для общей пользы обмениваться гастролями раз в год-два, показывая друг другу новый репертуар, и вообще дружить театрами».

— Череповец и Воркута связаны мощными экономическими связями — вы варите сталь на нашем угле, — а творческие и культурные на много лет были утеряны, — рассказал худрук воркутинского драмтеатра. — И когда встал вопрос, куда нам отправиться в рамках федеральной программы «Культура России», выбор пал на Череповец. В наших гастрольных планах ваш город стоял лет семь, не меньше. Мы не могли пробиться в Череповец, у вас все площадки заняты на месяцы вперед. Но наконец-то это случилось. Для нас это не просто гастроли, а восстановление прежних связей, старой дружбы. Надеемся, на долгие годы.

Воркутинский драмтеатр последний раз приезжал в Череповец на гастроли 20 лет назад. Вы участвовали в том визите?

— Да, конечно, и прекрасно его помню. Мы играли в вашем Дворце строителей. Изменения, скажу я вам, произошли просто колоссальные. И в архитектуре, и в зрительском менталитете. К лучшему, разумеется. Эти гастроли невозможно забыть, там с нами на одну сцену выходили замечательные артисты московского театра «Ленком» Олег Янковский и Александр Збруев. Так вышло, что главный режиссер нашего театра Александр Цодиков учился вместе с ними, и они дружили. Он и смог уговорить Янковского и Збруева принять участие в одном из спектаклей воркутинского театра. После них приезжал другой мэтр — Евгений Леонов, он играл в наших спектаклях и ставил с нашими актерами какие-то отрывки. Тогда это было возможно. Сейчас, разумеется, времена уже не те, и приглашать знаменитостей в свои спектакли мы уже не можем.

Известно, что в первые годы существования воркутинского театра, который недавно отметил 70-летие, на сцену выходили заключенные из лагерей. А кто сейчас составляет труппу?

— Действительно, театр рождался в жутких условиях ГУЛАГа, когда Воркута была по преимуществу городом ссыльных и заключенных. Но помимо преступных элементов здесь оказывался и цвет культуры Советского Союза, в том числе потрясающие актеры. Первую театральную труппу собирали со всех окрестных лагерей, и многим артистам, а также художникам и певцам театр спас жизнь. Артистов привозили на спектакль под конвоем и увозили после поклонов. Первым спектаклем воркутинского театра была «Сильва». Не было нот, не было партитуры, но актеры и музыканты по памяти и на слух восстановили оперетту и сыграли с огромным успехом. Зрителям запрещалось аплодировать после спектакля, это было нарушением дисциплины.

Теперь о сегодняшней труппе. Она небольшая, всего 15 человек, но планируем расширять. По большей части актеры с профессиональным образованием — окончили ГИТИС, театральные вузы Ярославля, Санкт-Петербурга и других городов. К счастью, имеем возможность приглашать актеров и платить им неплохую зарплату — в прошлом году приехали две девушки из Владивостока, а в этом — два юноши из Екатеринбурга. Труппа по преимуществу молодая, «стариков» всего трое, в том числе ваш покорный слуга.

А спектакли на тему ГУЛАГа есть в репертуаре театра?

— Был один такой спектакль много лет назад, но сейчас нет. Он назывался «Запас прочности». На сцене шахтеры добывали уголь, шли диалоги о выполнении плана и каких-то процентах, заключенные там тоже появлялись. К лагерной тематике возвращаться мы не планируем, а вот о шахтерском труде хотим сделать постановку. Пытаемся найти достойную, сильную пьесу, но пока безрезультатно. Уверен, череповецкие театры не прочь были бы сделать хороший спектакль о металлургах. Но если делать, то делать талантливо, не ради галочки — о людях, а не об угле и металле. Было бы неплохо нам объединить усилия и, заручившись поддержкой Министерства культуры и промышленных предприятий, провести конкурс среди драматургов на лучшую современную пьесу о рабочем классе. Думаю, это было бы полезно всем.

Вообще, в выборе репертуара пытаемся соблюсти баланс между легковесными «пуповыми» комедиями и духовными драмами. Чтобы выжить при небольшом финансировании, мы вынуждены зарабатывать. Но комедия комедии рознь, до пошлости стараемся не скатываться. И если ставим классику, то делаем это с безграничным уважением к автору и тексту. Сейчас у режиссеров вошло в моду коверкать классику, искусственно наполняя ее злободневными смыслами. Не понимаю, зачем это делается. Получается почти всегда плохо, неудачно. Можно ведь для этих целей использовать современные пьесы, в которых нет недостатка.

Вы руководите театром, но и сцену не забываете. Не трудно совмещать?

— Привычка. Я в этом театре начинал 30 лет назад актером, но сцена не отпускает по сей день. В молодости не хватало ролей, сейчас не хватает времени. Но выхожу, в том числе и для того, чтобы поддерживать себя в творческой форме.

Нынешний ваш приезд можно считать разведывательным. Эти гастроли убедили вас в том, что нужно вернуться?

— Конечно. Нам этого очень хочется. Повторюсь, что цель наших гастролей — не только показать спектакли и что-то заработать, но и укрепить связи между городами и театрами. Я уже сказал директору Камерного театра о том, что наш театр открыт для спектаклей череповецких актеров. Мы только-только закончили ремонт. Публика у нас хорошая, понимающая. Хотя Воркута и далеко от столиц, но отпуска у воркутинцев длинные, и многие проводят их в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах, в которых посещают театры. Наше предложение Камерному театру очень простое: давайте дружить «домами». Почему нам не проводить время от времени обменные гастроли? Просто нужно кому-то проявить инициативу. От нашего общения все только выиграют.

Цель наших гастролей — не только показать спектакли и что-то заработать, но и укрепить связи. Наша сцена открыта для Камерного театра.

Артистов первых постановок воркутинского театра привозили на спектакль под конвоем и увозили после поклонов. Зрителям запрещали хлопать.

Спустя 20 лет Воркутинский драмтеатр вновь привез в Череповец свои лучшие спектакли 17:47 05.11. 865 19

В Череповце начались гастроли Воркутинского драматического театра, труппа которого в Череповце выступала последний раз более 20 лет назад. К ак отметил художественный руководитель театра, заслуженный актер РФ Виктор Ножкин, Череповец, как и много лет назад, опять удивил гостеприимством, открытостью и театральной подготовленностью.

Нас поражает ваш зритель — по-театральному воспитанный, умный, терпеливый, понимающий и внимающий . — отметил Виктор Ножкин.

Виктор Ножкин рассказал о гастрольном репертуаре театра. Так, комедию положений Безумный таксист череповецкие зрители уже оценили накануне. Зал был полон, постановка оставила достойное впечатление, отметил худрук.

Сегодня задача театров — соблюсти баланс между русской и зарубежной классикой, а также не забывать о легковесных кассовых спектаклях. Необходимо соблюдать определенную меру. Есть театры, которые ставят Куни блоками. Но мы пытаемся соблюдать определенный баланс. Это Островский, Достоевский и замечательный советский драматург Дударев. Например, его пьеса Вечер в советские времена обошла все театры страны и имела успех. Сейчас она подзабыта, но сегодня вновь актуальна. Мы сами не подозревали, что пьеса, написанная достаточно давно, на основе каких-то советских взаимоотношений, очень глубока и духовна и в наше время. В постановке задействованы только три актера. Спектакль востребован зрителем. Это наша гордость, наш золотой фонд . — отметил Виктор Ножкин.

Череповчане смогут увидеть эту постановку сегодня вечером.

6 ноября на сцене Камерного театра состоится спектакль Валентинов день по произведению российского драматурга Ивана Вырыпаева, который доверил постановку воркутинцам. Это динамичный спектакль с нетрадиционным решением, своего рода эксперимент, которых в воркутинском театре пока не так много, как хотелось бы, отметил худрук.

Я думаю, что зрители, которые побывают на этом спектакле, получат большое эстетическое удовольствие. Кому-то понравится, кому-то нет. Но театр не ставит перед собой задачу давать определенные рецепты. Прежде всего наша задача выходить на болевые точки, акцентировать внимание общества на болевых проблемах . — пояснил Виктор Ножкин.

Завершит гастроли Воркутинского драмтеатра пьеса Александра Островского Не все коту масленица . Череповецкая премьера назначена на 7 ноября. Спектакль решен традиционно, в классической форме.

Воркутинский театр в этом году отметил 70-летие. В те годы Коми АССР была сосредоточением лагерей репрессированных. Среди заключенных было немало актеров. Благодаря им и появился театр. Сейчас в труппе Воркутинского драмтеатра 15 актеров.

В Череповце состоятся гастроли Воркутинского театра драмы

31 октября в рамках реализации Федеральной целевой программы Культура России (-2018гг.), в России Года Культуры при поддержке Министерства культуры Российской Федерации Воркутинский драматический театр отправится в гастрольную поездку в город Череповец.

Подобное гастрольное турне Воркутинским драматическим театром осуществляется впервые за долгие годы. Эти гастроли окажут благотворное влияние на развитие и укрепление культурных связей между Вологодской областью и Республикой Коми , - отметил руководитель театра Виктор Ножкин.

Жители Череповца увидят разноплановы спектакли - от драматической истории любви в спектакле по пьесе Ивана Вырыпаева Валентинов день классической постановки Не всё коту масленица Александра Островского и душевной и необыкновенно проницательно - глубокой лирической комедии Вечер Алексея Дударева до весёлой, искромётной и эксцентричной комедии Рея Куни Безумный таксист .

Воркутинский драматический театр вернулся с гастролей из Череповца

Фото: Министерство культуры Республики Коми

Открывались гастроли комедией Р.Куни «Безумный таксист», также на суд зрителей были представлены - мелодрама А.Дударева «Вечер», драма И.Вырыпаева «Валентинов день» и классика А.Островского «Не все коту масленица».

Наряду со спектаклями Воркутинского драматического театра в рамках международного фестиваля зрителям были представлены также спектакли театров Москвы и другие творческие коллективы.

Несмотря на весьма насыщенную фестивальную афишу, на спектаклях Воркутинского театра наблюдался аншлаг. Гастрольный тур Заполярного театра положил начало творческому сотрудничеству Воркуты и Череповца

Худрук Воркутинского драмтеатра Виктор Ножкин: «Репертуарная политика позволяет нам оставаться в гуще театральной жизни»

Сегодня вечером на сцене Академического театра драмы имени Виктора Савина начинаются гастроли Воркутинского драмтеатра. Коллектив из заполярного города привез в Сыктывкар пять вечерних спектаклей и одну детскую постановку. На этот раз гастрольный репертуар почти целиком состоит из комедий — по мнению художественного руководителя театра, легкий жанр — в хорошем смысле слова — это именно то, в чем сегодня нуждается зритель. Сыктывкарские театралы с этой точкой зрения согласны — об этом свидетельствует хотя бы то, что билетов на спектакли Воркутинского драматического театра в кассе почти не осталось. О том, как живет и развивается театр — в силу географического расположения — в условиях культурной изоляции, корреспондентам БНК рассказал его художественный руководитель, заслуженный артист России Виктор Ножкин.

Фото Андрея Ретанова

- Спектакли, которые в этот раз вы привезли в Сыктывкар, - это лицо театра? Или они просто наиболее подходят под технические параметры сцены?

- Выбранные спектакли представляют и лицо, и все другие части тела нашего театра. Конечно, мы не весь репертуар привезли. Особенность этих гастролей в том, что если раньше мы приезжали в столицу республики при финансовой поддержке Министерства культуры РФ, по грантам, то сейчас мы приехали за собственные средства. Теперь наша задача не в том, чтобы доказать состоятельность театра, как это было раньше, и привезти совершенно разноплановые спектакли - от комедии до трагедии. Сегодня репертуар, в хорошем смысле слова, легковесный: это комедии, то есть жизнеутверждающий материал, легкий и праздничный — то, чего нам всем сегодня не хватает. Искусство всегда было выше политики, и мы хотим, чтобы зритель пришел и отдохнул на наших спектаклях. Исключение из комедийного репертуара составят детская сказка «По щучьему велению» и спектакль по пьесе Александра Архипова «Дембельский поезд». В нем мы попытались соединить несколько войн, и идея спектакля лежит на поверхности: давайте остановимся и не будем решать конфликтные вопросы агрессивными методами, давайте договариваться - то, о чем сегодня остро стоит вопрос на международной арене.

- Театр много гастролирует? Как вас принимают в разных городах России?

- Говорить о себе хорошо неудобно, но я могу сказать, что с радостью нас встречают практически везде. Но вот, например, ухтинский зритель очень «тяжелый» в силу определенных обстоятельств. Дело, наверное, в том, что город перенасыщен гастролями столичных театров, концертными программами — более, чем Сыктывкар. Мы пытались работать с Ухтой много-много лет, но все равно нам очень тяжело, и я не понимаю, почему. С удовольствием на наши спектакли идут в Усинске, в Лабытнангах, в Салехарде, в Инте, в Печоре, а в Ухте зал собрать сложно. Если говорить о гастрольной деятельности, то я не могу не вспомнить, что к вам мы приехали после важных для нас гастролей в Череповце, которые прошли в ноябре прошлого года. Мы привезли туда шесть спектаклей, залы были забиты, на всех спектаклях были аншлаги — и это при том, что в рамках фестиваля «Золотая маска» под эгидой «Северстали» мы выступали на одной площадке с Московским театром им. А.С.Пушкина. Непосредственно перед нашим выступлением они показали удивительный спектакль «Материнское поле» - без единого слова текста. Сразу после нас спектакль давал театр им. Е.Б.Вахтангова. Таким образом, мы шли рука об руку с лучшими театрами страны, у зрителей был выбор. И нас выбирали: полупустых залов не было, более того, в Череповец даже приехали бывшие воркутинцы, которые теперь живут в Питере, - специально, чтобы сходить на наш спектакль.

- Нет ощущения, что из-за северного и такого отдаленного географического положения Воркутинский театр в других регионах России воспринимают как экзотику?

- Разве что только по географическому положению. Театр приехал из Воркуты — это все равно, что театр прилетел с Луны — настолько это далеко для жителей средней полосы. А если речь идет о спектаклях, то сегодня уровень коммуникаций позволяет общаться и видеть искусство столичных театров, и наша планка поднята высоко. Поэтому в том, что мы показываем, никакой экзотики нет.

- В Воркуте вы не чувствуете себя в культурной изоляции?

- Если скажу, что не чувствуем, это будет неправдой. Когда рядом с тобой есть конкуренция, когда ты смотришь спектакли разных форматов, разных режиссеров, разных театров, появляется возможность не сбавлять творческий ритм, двигаться дальше. Конечно, в этом отношении мы обделены. Но, с другой стороны, много лет подряд мы приглашаем в наш театр абсолютно разных режиссеров — и это мое глубокое убеждение, моя репертуарная политика. Вот, например, последний спектакль - «Безымянная звезда» - поставил режиссер из Белоруссии. Мы приглашаем режиссеров из Нижнего Новгорода, сейчас ведем переговоры с Москвой и Петербургом. Новые люди привозят свое понимание искусства, свое мастерство, и посредством этого наша труппа находится в гуще театральной жизни. Надо сказать, что сейчас полным ходом идет подготовка гастролей в Санкт-Петербурге в октябре-ноябре этого года. Если все состоится, мы посвятим их 70-летию Великой Победы. Если с федеральными программами ничего не случится, то, думаю, наш амбициозный проект состоится. По крайней мере, уровень спектаклей Воркутинского театра позволяет везти их даже в Санкт-Петербург.

- После того как в Воркутинском театре сделали ремонт, работать стало комфортнее? Может быть, появились новые возможности для творчества?

- Недавно нас посетила наш обаятельный министр Анастасия Прокудина. Во время визита в театр она задала вопрос: «У вас всегда так аккуратно или только к нашему приезду?» У нас так аккуратно всегда. Что касается ремонта, то он был косметическим. Но для нас самое главное — это сценическая площадка. Из финансирования, запланированного на год, остались деньги на ее реконструкцию. Световое и звуковое оборудование у нас 1960-х годов, очень старое. Зритель пока этого не замечает - мы стараемся сделать все, чтобы он этого не замечал, но профессионалы — режиссеры, технические цеха — чувствуют, что реконструкция сцены давно назрела. В этом году мы попытаемся в рамках сметы закупить оборудование для сценической площадки. А когда будет произведен монтаж, выполнены все работы по установке, я боюсь загадывать: на это тоже необходимо финансирование.

- Создатель театра, ученик Станиславского и Немировича-Данченко Борис Мордвинов с самого основания труппы поднял творческую планку очень высоко. Как сегодня удается сохранять традиции, заложенные первым художественным руководителем, и поддерживать уровень театра?

- У нас достаточно жесткий отбор. Мы пытаемся привлечь талантливую молодежь и заработной платой, и северными надбавками, сегодня на уровне Министерства культуры и местных властей решен вопрос по выделению молодым специалистам полноценных благоустроенных квартир. К нам приезжают актеры из разных регионов: два года назад мы приняли двух актрис из Владивостока, совсем недавно приехали два актера из Екатеринбурга, сейчас ведем переговоры с Белгородом, Красноярском — у нас есть возможность выбирать. Если бы была возможность сделать студию на базе музыкального колледжа, мы бы не отказались, но, поскольку такой возможности нет, привлекаем актеров и режиссеров со всей страны. Это разные театральные школы, они приносят свое понимание искусства, свой способ существования на сцене. Я думаю, это здорово. Надежду на дальнейшее развитие нам дает включение Воркуты в Арктическую зону: город будет развиваться во всех отношениях, будут привлекаться трудовые резервы, государство будет заинтересовано, чтобы люди здесь оставались. А это значит, что будут поднимать и культуру. Мы верим, что будем принято решение о строительстве нового здания драматического театра, и я доживу до того момента, когда оно будет построено. В Архангельске, Мурманске, Норильске прекрасные здания драматических театров, а мы живем в приспособленном здании бывшего политпроса. Работать сложно, но залы у нас всегда полные.

- Как оцениваете работу Академического театра драмы имени Виктора Савина?

- Всегда сложно оценивать своих коллег, не всегда это бывает объективно, тем более, если ты не совсем погружен в эту кухню. Как мне кажется, театр идет в верном направлении. Насколько я знаю, руководство театра пытается поднять уровень режиссуры и актерского мастерства. Труппа выезжает на большие гастроли, на уровне России принимается, в конце концов, у вас есть прекрасное здание. У театра большой потенциал для развития. Самое главное, руководство театра не говорит: «У нас все хорошо, давайте почивать на лаврах». Администрация театра обеспокоена поиском новых форм. В связи с этим приходится расставаться с людьми. Расставание с человеком, который несколько лет работал в театре и вложил в него свой труд, часть своей жизни, всегда болезненно - и для театра, потому что многие актеры приросли к этому режиссеру, и для самого режиссера. Но это специфика театра: никто сегодня не дает навечно титул руководителя, будь то Нестеров, Матвеев или Ножкин. Если ты не удовлетворен тем, что есть на данный момент, и нацелен на движение вперед, это уже хорошо.

Источники:

Категория: Что Где Когда | Добавил: cherepovetc-8202 (12.09.2015)
Просмотров: 757 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar